Вопрос гидроизоляция тоннелей нужно решать уже на этапе проектирования. От качества гидроизоляции зависит работа всего тоннеля. Основная задача гидроизоляции в этом случае – гарантия долговечности эксплуатации тоннеля и предотвращение попадание в него подземных вод.
Материал, из которого построен тоннель, должен иметь высокие показатели водонепроницаемости. Это и станет основой будущей гидроизоляции. Вспомогательным средством является внедрение за отделку тоннеля раствора из цемента и песка, который заполняет все отверстия, перекрывая поступление подземных вод.
Зачастую для лучшего эффекта и обеспечения более надежной водонепроницаемости тоннелей используют одновременно несколько видов гидроизоляционных работ.
При этом не стоит забывать и про дренажную систему, которая играет большую роль в отводе воды.
Если тоннель возводится в местах, где близко расположены грунтовые воды, то его стоит покрывать гибкими водонепроницаемыми рулонными материалами. Рулон раскладывают под обделкой, после чего закрепляют железобетонной рубашкой.
На участках, которые соединяют важные фрагменты тоннеля, дополнительно крепят стальные листы. Листы обычно выбирают 10-12 мм и сваривают между собой. Этот способ обеспечит еще один водонепроницаемый слой. А на этапе строительства листы выступают в качестве опалубки.
Эффективной считается отделка из чугунных тюбингов, хотя и в этом случае возможны протекания. Поэтому с внутренней стороны швы для тюбингов расширяют и заполняют цементом или другим быстросхватывающимся составом, например, «Пенекритом». Преимуществ перед обычным цементом у «Пенекрита» несколько: этот материал более прочный, глубоко проникает внутрь бетона, блокирует поступление воды и обладает высокими морозоустойчивыми свойствами.
Гидроизоляция сборных конструкций из железобетонных блоков проводится таким же образом, как и чугунных. Здесь особенно важным является внедрение гидроизоляционных материалов за отделку.
Дополнительную водонепроницаемость может обеспечить слой битума если покрыть им наружную сторону и торцы.
Если тоннель строится в насыщенных водой грунтах и при этом используется сборная железобетонная отделка, то необходимо обеспечить еще один водонепроницаемый слой с помощью оклеечной гидроизоляции и железобетонной рубашки.
В начале прошлого века был разработан еще один способ возведения подводных тоннелей – способ опускных секций.
Секции изготавливаются из железа, весят до 10000 т, длина их составляет до 100 м. Концы секций закрепляются металлическими ограждениями. Затем эти секции перевозят по воде к тоннелю и опускают через траншею на дно тоннеля, где их состыковывают друг с другом и образовывают цельную конструкцию.
В наше время существуют более простые и надежные способы гидроизоляции тоннеля. Например, все больше набирает обороты проникающая гидроизоляция, которая проникает в поры бетона и блокирует дальнейшее проникновение воды.
Помимо водонепроницаемых качеств в таких материалах важно учитывать способность соединяться с другими материалами.
Линейка средств «Пенетрон» имеет в своем арсенале несколько средств для надежной гидроизоляции даже таких конструкций как тоннель. При этом обладает высокими показателями прочности, не пропускает воду. Материалы являются морозоустойчивым и экологически чистыми.
Материалы системы «Пенетрон» разработаны таким образом, чтобы ликвидировать различные виды проблем связанных с гидроизоляцией на любом этапе строительства и эксплуатации сооружения.